Общие положения
Необходимость разработки генеральных планов поселений предписана Градостроительным кодексом РФ. В федеральном законе «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» установлен запрет с 01.01.2012 на перевод земель из одной категории в другую, на резервирование земельных участков для размещения объектов капитального строительства, на выдачу разрешений на строительство в отсутствие утвержденных правил землепользования и застройки (ПЗЗ). В последней редакции данный запрет был вновь перенесен на год вперед. ПЗЗ в свою очередь разрабатываются на основании генерального плана либо совместно с ним. В настоящее время, по оценке Минрегиона России, в целом по России обеспечено утвержденными генеральными планами не более 20-30% поселений. Основная часть поселений даже не приступала к их разработке, в первую очередь, по причине отсутствия средств в местных бюджетах. Отсутствие утвержденных генеральных планов в поселениях фактически парализует градостроительную деятельность, что будет способствовать замедлению развития и деградации территорий. В связи с этим актуальна дискуссия о необходимости разработки качественной, быстрой и недорогой технологии подготовки генеральных планов поселений, которая может быть повсеместно внедрена в муниципальных образованиях нашей страны.
Генеральный план поселения, согласно Градостроительному кодексу, относится к документам территориального планирования муниципальных образований. Приведем необходимые терминологические определения в соответствии с кодексом.
Градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Градостроительным кодексом не приводится классификация видов функциональных зон, но, как правило, выделяются жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения и иные виды зон в соответствии со специфическими особенностями местности.
Объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Отнесение объектов к объектам капитального строительства для муниципальных нужд применительно к поселению производится на основании перечня вопросов местного значения поселений, определенных статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения поселений может уточняться в сторону дополнения в региональных законодательных актах, регулирующих вопросы местного самоуправления, а также уставом муниципального образования.
Зоны с особыми условиями использования территорий – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уточнение перечня объектов капитального строительства для муниципальных нужд поселений, а также виды зон с особыми условиями использования территории приводятся в последующих разделах настоящей главы.
С учетом рассмотренных в настоящем разделе тезисов можно отметить, что качественно разработанный генеральный план, должен быть четко обоснован с учетом требований действующего законодательства. В соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса РФ, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Требования градостроительного законодательства к разработке генеральных планов поселений
К основным элементам системы законодательства о градостроительной деятельности относятся:
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. №190-ФЗ и ряд подзаконных нормативных актов (в т.ч. Федеральный закон «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 и ряд других документов, преимущественно, процедурного характера);
СП 42.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. «Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов (утв. Приказом Минрегиона России от 26.05.2011 №244).
Указанные СП и методические рекомендации применяются лишь в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ. На региональном уровне могут приниматься собственные нормативные документы, регулирующие деятельность по разработке генеральных планов поселений на своей территории:
Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования;
Документы территориального планирования субъекта федерации, муниципальных районов.
Цели и задачи разработки градостроительной документации для поселения основаны на следующих основных принципах законодательства о градостроительной деятельности, которые зафиксированы в статье 2 Градостроительного кодекса РФ:
Обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
Обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
Осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
Участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.
Генеральные планы поселений разрабатываются на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 23 данного кодекса, генеральные планы включают в себя текстовые и графические материалы.
Текстовые материалы содержат следующие элементы:
Положение о территориальном планировании (утверждаемая часть)
в т.ч. сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий;
в т.ч. параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального, регионального, местного значения.
Материалы по обоснованию
сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения;
обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования;
оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения на комплексное развитие этих территорий;
утвержденные вышестоящими документами территориального планирования сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения объектов федерального и регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Графические материалы генерального плана содержат следующие информационные слои:
Границы поселения;
Границы населенных пунктов, входящих в состав поселения;
Границы земель сельскохозяйственного назначения, границы земель для обеспечения космической деятельности, границы земель обороны и безопасности, границы земель иного специального назначения, границы земель лесного фонда, границы земель водного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения;
Существующие и планируемые к размещению объекты местного значения, в том числе:
объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения;
автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах поселения;
иные объекты, функционирование и размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения.
Границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;
Границы зон с особыми условиями использования территорий;
Границы территорий объектов культурного наследия;
Границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
Границы зон негативного воздействия объектов капитального строительства местного значения (в случае размещения таких объектов);
Границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий.
СП 42.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. «Планировка и застройка городских и сельских поселений» содержит расширенные методические требования к составу и содержанию генеральных планов, которые можно обобщить в таблице 1.
Таблица 1. Состав и содержание генеральных планов поселений
Объекты проектирования
Содержание генерального плана
Жилые зоны
Выделение в составе поселения селитебных территорий для размещения жилой застройки, общественных центров, территорий общего пользования.
Рекомендации по расположению, обустройству и режиму использования селитебных территорий.
Обоснование потребности поселения в селитебных территориях на основе приведенных нормативных показателей.
Обоснование размеров приусадебных и приквартирных земельных участков при планировании жилой застройки.
Обоснование расчетной плотности населения поселений в зависимости от общей численности населения, природных условий, типа застройки и других факторов.
Производствен-ные зоны
Выделение в составе поселения производственных территорий для размещения промышленных, сельскохозяйственных, коммунально-складских и научно-производственных предприятий.
Обоснование рационального расположения производственных территорий относительно селитебных территорий с учетом необходимости обеспечения экологической безопасности населения.
Обоснование потребности поселения в территории для различных общетоварных и специализированных складов на основе приведенных нормативных показателей.
Рекреационные зоны
Выделение в составе поселения ландшафтно-рекреационных территорий – озелененных территорий, открытых пространств, зон массового отдыха населения.
Рекомендации по обустройству рекреационных территорий.
Обоснование потребности поселения в рекреационных территориях с учетом численности населения, отдыхающих и транспортной доступности таких территорий на основе приведенных нормативных показателей.
Социальная инфраструктура
Размещение на территории поселений предприятий обслуживания (здравоохранение, образование, культура и досуг, физическая культура и спорт, торговля и общественное питание, кладбища, пожарные депо и др.) с учетом нормативных радиусов обслуживания и отступов от жилой застройки.
Обоснование расчета мощности и размеров земельных участков для учреждений и предприятий обслуживания на основе приведенных нормативных показателей
Транспортная инфраструктура
Взаимоувязанное развитие транспортной инфраструктуры, жилых, производственных территорий с учетом приведенных нормативов затрат времени работающих на трудовые поездки.
Рекомендации по размещению объектов внешнего транспорта и жилой застройки с учетом приведенных нормативных отступов.
Классификация дорог и улиц с определением их назначения, ширины, расчетных скоростей движения и иных технических параметров.
Обоснование потребности поселения в территориях для размещения автомобильных стоянок и гаражей, станций техобслуживания, автозаправочных станций с учетом приведенных нормативных показателей.
Инженерная инфраструктура
Обоснование размеров земельных участков для сооружений водоснабжения и водоотведения в зависимости от их производительности на основе нормативных показателей.
Обоснование размеров земельных участков и санитарно-защитных зон для сооружений по переработке и захоронению бытовых отходов в зависимости от расчетного объема принимаемых отходов и приводимых норм накопления отходов.
Рекомендации по прокладке и техническому обустройству инженерных сетей с обоснованием нормативных отступов от зданий, дорог и других инженерных сетей.
Расчет показателей электропотребления населением в зависимости от наличия электроплит, кондиционеров и других факторов.
Обоснование размеров земельных участков для размещения котельных и газонаполнительных станций в зависимости от их производственных характеристик на основе приведенных нормативных показателей.
Инженерная подготовка и защита территории
Обоснование планирования мероприятий по инженерной подготовке и защите территории в зависимости от местных инженерно-геологических условий, особенностей рельефа, наличия неблагоприятных природных процессов (затопление, подтопление, оползни, селевые потоки и др.)
Охрана окружающей среды, памятников истории и культуры
Ограничение на застройку территорий ценных сельскохозяйственных угодий, районов залегания полезных ископаемых, особо охраняемых природных территорий и иных перечисляемых зон с особыми условиями использования территории.
Рекомендации по размещению опасных объектов относительно жилой застройки, водоемов и иных уязвимых территорий с учетом необходимости обеспечения экологической безопасности населения.
Требования к обеспечению инсоляции зданий
Минимальные расстояния от памятников истории и культуры до планируемых транспортных и инженерных коммуникаций
Защита от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Минимально допустимые расстояния между зданиями и сооружениями в зависимости от степени их огнестойкости
Перечень объектов, размещение которых запрещено либо ограничено вблизи аэродромов с учетом требований по обеспечению безопасности полетов воздушных судов.
Требования земельного законодательства к разработке генеральных планов
Земельное законодательство применяется к градостроительным отношениям на основании статьи 4 Градостроительного кодекса РФ. Генеральный план и правила землепользования и застройки поселения определяют взаимоотношения собственников и арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев, обладателей сервитута (лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками), иных лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления в части определения их прав и обязанностей по использованию земельных участков в границах поселения.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса, в составе графических материалов генеральных планов поселений отображаются существующие и планируемые границы земель:
сельскохозяйственного назначения;
населенных пунктов;
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
особо охраняемых территорий и объектов (в том числе земли особо охраняемых природных территорий, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, земли природоохранного назначения, земли рекреационного назначения, земли историко-культурного назначения, особо ценные земли);
лесного фонда;
водного фонда;
запаса.
Правовой режим использования территории земель различных категорий определен в Земельном кодексе РФ и представлен в таблице 2:
Таблица 2. Правовой режим использования территории земель различных категорий.
Категории земель
Целевое назначение
1. Земли сельско-хозяйственного назначения
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Земли сельскохозяйственного назначения включают:
сельскохозяйственные угодья,
земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями;
земли, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных явлений,
земли, занятые водными объектами;
земли, занятые объектами, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
2.Земли населенных пунктов
Земли населенных пунктов используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов. Режим использования территории земель населенных пунктов определяется документами территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории.
Земли населенных пунктов подразделяются на территориальные зоны: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и др.
3. Земли промышленности… и иного специального назначения
3.1.Земли промышленности
Земли промышленности используются и предназначены для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также установленные от них санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования.
3.2.Земли энергетики
Земли энергетики используются и предназначены для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, а также объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики.
3.3.Земли транспорта
Земли транспорта используются и предназначены для размещения объектов железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта, в том числе для следующих целей:
В целях обеспечения железнодорожного транспорта:
размещение железнодорожных путей;
размещение, эксплуатация, расширение и реконструкция железнодорожных вокзалов, станций, а также устройств и других объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;
установление полос отвода и охранных зон железных дорог.
В целях обеспечения дорожной деятельности:
размещение автомобильных дорог;
размещение объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
установления полос отвода автомобильных дорог.
В целях обеспечения водного транспорта:
размещение искусственно созданных внутренних водных путей;
размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов инфраструктуры морского, внутреннего водного транспорта;
выделение береговой полосы.
В целях обеспечения воздушного транспорта:
размещение аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других объектов инфраструктуры воздушного транспорта.
В целях обеспечения трубопроводного транспорта:
размещение нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов и обеспечивающих их функционирование объектов;
установление охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.
3.4.Земли связи радиовещания, телевидения, информатики
Земли связи радиовещания, телевидения, информатики используются и предназначены для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
кабельные, радиорелейные, воздушные и подземные линии связи и линии радиофикации и соответствующие полосы отчуждения и охранные зоны линий связи;
наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.
3.5.Земли для обеспечения космической деятельности
Земли для обеспечения космической деятельности используются и предназначены для размещения объектов космической деятельности, в том числе:
наземные объекты космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники и др.;
районы падения отделяющихся частей ракет;
полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы;
другие наземные сооружения, используемые при осуществлении космической деятельности.
3.6.Земли обороны и безопасности
Земли обороны и безопасности используются и предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, производственных объектов оборонного назначения, охраны государственной границы, обеспечения режима закрытых административно-территориальных образований и других видов деятельности в целях безопасности, в том числе:
размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий;
размещение испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов;
размещение хранилищ, складов запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах и др.
4. Земли особо охраняемых территорий и объектов
4.1.Земли особо охраняемых природных территорий
Земли особо охраняемых природных территорий включают земли:
государственных природных заповедников, в том числе биосферных;
государственных природных заказников;
памятников природы;
национальных парков;
природных парков;
дендрологических парков, ботанических садов;
территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
4.1.1.Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включают земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека
4.2.Земли природоохранного назначения
Земли природоохранного назначения включают:
земли запретных и нерестоохранных полос;
земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий).
4.3.Земли рекреационного назначения
К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся следующие объекты:
дома отдыха, пансионаты, кемпинги;
объекты физической культуры и спорта;
туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции;
туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы;
детские и спортивные лагеря;
другие аналогичные объекты.
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
4.4.Земли историко-культурного назначения
К землям историко-культурного назначения относятся земли:
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
военных и гражданских захоронений.
4.5.Особо ценные земли
К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность, в том числе:
типичные или редкие ландшафты;
культурные ландшафты;
сообщества растительных, животных организмов;
редкие геологические образования;
земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций.
5.Земли лесного фонда
К землям лесного фонда относятся:
лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие);
нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие).
6.Земли водного фонда
К землям водного фонда относятся:
земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, а также зарезервированные для строительства таких сооружений.
7.Земли запаса
К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию
В соответствии с Земельным кодексом РФ, использование земельных участков разрешается только согласно его целевому назначению в зависимости от категории земель и согласно разрешенному виду использованию (для земель населенных пунктов – в зависимости от вида территориальной зоны и установленного градостроительного регламента). Для изменения целевого назначения земельного участка необходим перевод земель из одной категории в другую. Требования к данной процедуре определены статьей 8 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Перевод земель, находящихся в федеральной собственности, производится Правительством Российской Федерации. В федеральной собственности находятся земли лесного фонда, земли водного фонда, земли иных категорий, принадлежащие организациям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти. Перевод земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перевод земель, находящихся в муниципальной и частной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) производится органами местного самоуправления.
Развитие территории муниципальных образований предполагает, как правило, выделение новых территорий для жилищного, производственного, инфраструктурного и рекреационного использования. Практика показывает, что имеющихся в наличии земель населенных пунктов для данных целей оказывается недостаточно. Использование для территориального развития поселений прилегающих земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда предполагает подготовку необходимых обоснований и согласование генерального плана с региональными и федеральными органами исполнительной власти в соответствии с установленным порядком.
Требования федерального законодательства к подготовке специализированных разделов и схем генеральных планов
В соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса РФ, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации. В связи с этим для обоснования проектных решений и успешного согласования градостроительных документов при подготовке специализированных разделов необходимо руководствоваться основными положениями и требованиями действующего законодательства. Обзор нормативно-правовых документов, подлежащих учету при подготовке специализированных разделов генеральных планов, приведен прилагаемом реестре нормативно-правовых требований.
Основные выводы
По итогам анализа современной нормативно-правовой базы, применимой к разработке генеральных планов, могут быть сделаны следующие выводы:
Градостроительный кодекс и основная часть нормативно-правовых документов содержат, как правило, общие рекомендации по учету в работе тех или иных правовых аспектов в логике ограничений.
Основной документ, предъявляющий содержательные критерии к разработке генеральных планов (СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений) существенным образом устарел и не учитывает ряд ключевых преобразований, произошедших в стране за прошедший после его принятия период (в т.ч. переход от плановой экономики к рыночной, развитие отраслевого законодательства, появление новых технологий в области транспортной и инженерной инфраструктуры, изменение социальных потребностей населения и др.).
Современные приоритеты долгосрочного социально-экономического развития, которые могут быть взяты за основу в градостроительном проектировании, сформулированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. Однако заданные в Концепции приоритеты носят достаточно общий характер и требуют серьезной адаптации применительно к проблематике конкретного поселения.
Действующее законодательство, разграничивающее полномочия федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления, определяет достаточно узкий правовой коридор для применения генеральных планов поселений как инструментов комплексного развития территории. В частности, на уровне генерального плана поселения отсутствует правовая основа для подготовки действенных предложений в области природопользования и охраны окружающей среды, развития здравоохранения и образования, межпоселковых дорог и объектов инженерной инфраструктуры. Данные сферы отнесены к областям компетенции вышестоящих органов власти, не могут финансироваться из средств местного бюджета и, соответственно, не могут эффективно управляться на уровне поселения.
С учетом требований действующего законодательства, генеральный план поселения может быть эффективным инструментам развития территории по следующим вопросам:
Регламентирование использования территории внутри границ населенных пунктов. Расширение границ населенных пунктов.
Развитие и поддержание в исправном состоянии автомобильных дорог внутри границ населенных пунктов. Организация транспортного сообщения между населенными пунктами.
Развитие и повышение эффективности коммунальной инфраструктуры (в том числе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, удаления твердых бытовых отходов) – внутри границ населенных пунктов.
Благоустройство и озеленение территории поселения.
Развитие системы социального обслуживания граждан (в том числе, физическая культура и спорт, культура и досуг, торговля и общепит, бытовые услуги, ритуальные услуги)