[gview file="http://urbanica.spb.ru/wp-content/uploads/2011/10/ussrcity.pdf"]
Российскую Федерацию можно назвать мировым центром планово-социалистической градостроительной модели. Такой статус обуславливается историческими особенностями развития страны, где на протяжении 74 лет реализовывался эксперимент по созданию новой общности людей, объединенных коммунистической идеологией. В советский период были не только основаны 62% всех городов на территории России, но и произошел колоссальный скачок в уровне урбанизации: с 15% в 1920 году до 70% в 1980 году. В итоге к 1990 году в среде «советского города», которая помимо собственно городов включала многочисленные поселки городского типа, проживало 95% населения страны. К сожалению, необходимо констатировать, что спустя 20 лет после рыночных реформ подавляющая часть населения страны продолжает жить в градостроительной реальности, сформированной плановой экономикой.
Что же такое советский город? Это не только конгломерат многоквартирных типовых домов, но и модель всего городского устройства, заточенная под формат жизни пролетарской коммуны. Россия является обладателем сотен миллионов квадратных метров и тысяч квадратных километров городского пространства, характеризующегося доминированием типовых градостроительных и архитектурных решений, жестким подходом к функциональному зонированию и тяготению жилых кварталов к местам приложения труда – производственным зонам. Такой город являлся индустриальным, планово расчетным и малодинамичным объектом, навязывающим своим жителям упрощенный формат жизни «квартира-работа-квартира».
Оценка удобства и востребованности городских пространств такого типа была дана уже давно – специалистами, простыми горожанами и даже самим временем. Упрощенные модели городов были выражением упрощенной модели жизни людей. В рамках командной системы экономики, жестко привязавшей людей к месту прописки и работы, город выступал своеобразной колонией-поселением для своих горожан.
Очевидно, что крах советской системы хозяйствования и жизни в России привел к разрушению составных элементов этой системы. Одним из базовых элементов системы был именно советский город. Но, в отличие от многих других сторон жизни, города являются намного более инертными образованиями, значительно медленнее трансформирующимися под воздействием перемен.
В 2000-е годы экономический и связанный с этим строительный бум в России сформировал основу для более быстрой трансформации городов страны от индустриально-плановых систем в направлении к динамичным и креативным центрам. Спустя десять лет можно сказать, что возможности для развития и трансформации городов в стране были слабо реализованы, даже с поправкой на фактор инертности колоссального наследства советского прошлого.
Непривлекательность большинства российских городов для жизни сохраняется и наиболее ярко проявляется в тенденции устойчивого оттока выпускников средних школ и профессионалов высокой квалификации из 95% городских образований России. Сложившаяся ситуация связана не только с территориальными диспропорциями экономического развития разных регионов Российской Федерации, но и, что наиболее важно, с фактором скудности и отсталости городской среды. Подавляющее большинство городов страны так и неспособны обеспечить своим горожанам комфортные условия для жизни – в них нет исторических центров, низкий уровень благоустройства, не развиты культурная и досуговая компоненты. В итоге города находятся в замкнутом круге развития: расчет на советское наследие – консервативность экономической политики – миграционный отток – слабость активных и инновационных социальных групп – не развитие городской среды, а лишь внешнее фрагментарное благоустройство пространства.
Сложившаяся негативная ситуация стала следствием двух базовых системных проблем:
отсутствие четкой государственной политики в сфере регулирования городского развития, как на уровне «снизу» – посредством запуска механизмов местного самоуправления, так и «сверху» – посредством запуска механизмов стимулирования развития приоритетных направлений.
жесткая ориентация частного и государственного бизнеса на реализацию высокодоходных и быстро окупаемых строительных проектов при низкой эффективности вложений в капиталоемкие государственные инфраструктурные проекты.
В итоге, в большинстве российских городов с численностью населения более 50 тыс. жителей (а это всего 30% всех городов России) произошла лишь революция в сфере первичного потребления и досуга. Были развернуты крупные розничные торговые сети, менее интенсивно, но создавалась инфраструктура развлечений, гостиничной и деловой недвижимости. Резкий рост доходов бюджетной системы страны позволил осуществить локальные проекты городского благоустройства и реконструкции инженерной и транспортной инфраструктуры.
Но этих изменений недостаточны для исправления негативного тренда, потому что, во-первых, они не затрагивают 70% городов России (в основном малых), во-вторых, качество изменений является низким и зачастую в долгосрочной перспективе только снижает привлекательность города для жизни людей и ведения бизнеса.
Учитывая текущие прогнозы социально-экономического развития России в ближайшие 5-10 лет, уже не стоит ожидать возобновления столь высоких темпов экономического роста и потребительской активности, которые наблюдались в 2000-е годы.
Принимая во внимание эти обстоятельства, в стране необходим перезапуск механизмов развития городских территорий, в противном случае неэффективность расходов и невысокие темпы экономического роста не позволят и через десять лет создать в стране сеть развитых и привлекательных для жизни городских центров.
Новая политика городского развития требует постановки конкретной цели и должна базироваться на решении тех конкретных проблем, которые фиксируются на современном этапе городского развития в России.
Цель городского развития в Российской Федерации можно описать следующим образом:
Стране необходимо создание эффективной и конкурентоспособной в международном масштабе сети городов по всей заселенной территории страны. Данные города должны стать базовым ресурсом для внутренних и внешних инвестиций. Внутренние инвестиции способно генерировать местное образованное и активное население. Внешние инвестиции будут приходить, опять же, за счет наличия в городах трудовых ресурсов и доступных базовых инфраструктур.
Для реализации поставленной цели необходима интенсификация действий по следующим направлениям:
Вовлечение горожан в процесс контроля решений в сфере городского развития. Отсутствие обратной связи от населения, являющегося базовым потребителем услуги «город», - это автоматическое продолжение жизни плановой градостроительной модели, когда центр принятия решений находится вне городского сообщества. Подобная ситуация программирует превалирование городских проектов, ориентированных на получение только быстрых коммерческих или политических дивидендов в ущерб общественным интересам.
Модернизация строительного комплекса страны. 90% действующих строительных мощностей в России были созданы в советское время и рассчитаны на тиражирование типовых архитектурно-градостроительных решений. Рост объемов жилой застройки в российских городах в 2005-2008 годах не привел к повышению уровня доступности жилья, а используемые технологии не обеспечили выход строительного комплекса на новый качественный уровень. Дальнейшее тиражирование типовых градостроительных проектов многоквартирной застройки сформировало новые значительные объемы энергоемких и недолговечных объектов.
Повышение эффективности государственных инвестиций в базовую инженерную и транспортную инфраструктуру городов. Советские города проектировались и строились в логике низкой автомобилизации и мобильности населения в условиях нерыночной стоимости энергоносителей. Строительный бум 2000-ых годов только усугубил эти проблемы. Государство не смогло в должном объеме нарастить темы инфраструктурного строительства. Гонка роста государственных расходов при отсутствии прихода новых современных решений, технологий и одновременного снижения себестоимости строительства, обеспечена на отставании от потребностей.
Долгосрочные частные инвестиции в девелоперские проекты. Ситуация, при которой застройщик будет брать ответственность за последующую эксплуатацию здания или нести репутационные риски от будущего снижения стоимости недвижимости, позволит создать стимулы для применения более качественных технологий строительства и технических решений, для частного софинансирования инфраструктурных проектов. Сохранение же существующей ситуации приведет к тому, что города России будут застраиваться зданиями с циклом эффективной эксплуатации еще меньшим, чем в советском прошлом.
Модернизация системы образования и проектной деятельности в сфере городского планирования и строительства. Исследовательская, градостроительная и инжиниринговая школы в России, следуя в векторе бизнеса быстрых прибылей, окончательно потеряли способность к генерации реально новых идей и решений стратегического значения. Десять лет строительного бума позволили многократно увеличить объем производства проектной продукции, но не позволили сделать эту продукцию современной и адекватной международным вызовам развития городов. Деградировала и система образования, также ориентированная на количественные, а не на качественные критерии подготовки специалистов.
Внедрение целеполагания в сферу городского развития, его закрепление и обеспечение юридически и нормативно. В стране нет четкой государственной позиции в отношении городов будущего, ввиду чего существуют законодательные возможности для реализации неэффективных и зачастую вредных градостроительных решений.
Ясно, что реализация всех вышеописанных направлений невозможна без улучшения инвестиционного климата в стране - обязательного условия для долгосрочных инвестиций. Однако дальнейшее сохранение в стране ситуации отсутствия целеполагания в вопросах городского развития неминуемо приведет к постепенному созданию в России градостроительных систем еще более неэффективных, чем в советское время.